«Метод»или - как стать маньякомдругой вгляд на кино - киноэзотерикаВ нашем трагичном мире есть всего лишь две абсолютные ценности. Это – Любовь и Жизнь. Любовь – как отношение, состояние души и творческий порыв, как видение Мира. И Жизнь – как процесс, как физическая или психическая жизнь человека, ее сохранность и состояние здоровья. Без Жизни невозможна Любовь, а без Любви едва ли будет нужна жизнь. И по тому, как мы сберегаем эти две абсолютные ценности, можно определить чего мы стоим. И – кто мы. Преступление против жизни – убийство – карается законом – и человеческим и Божьим. И это было всегда – со времен Каина и Авеля. Преступления против Любви и любви* – не караются человеческими законами, не порицается обществом и, порой, проходят незаметными. Исключением может служить измена Родине – это тоже преступление против Любви. *Любовь – понятие широкое, вмещающее в себя философский, нравственно-духовный, эмоционально-психический и бытовой аспект. Любовь с большой буквы – та за которую стоит умереть, это отношение патриота к родине, матери к ребенку, высокое состояние души, которое вдохновляет творчески и действенно, ей свойственны бескорыстие, бескомпромиссность и безусловность. В отличие от нее любовь с маленькой буквы употребляется в обыденном понимании – это могут быть привязанности, проходящие отношения, сексуальные влечение и просто предпочтение. Но преступления против Любви влекут за собой очень серьезные последствия: насилие всегда порождает череду насильственных действий, предательство – ответное предательство или отчуждение, отказ – разрушает душу, коверкает судьбу, обрекает на потерю Себя и Бога внутри себя. Переплетения трагических событий жизни, потери и удачи, эйфория от чувств и омут отчаяния, предательства, убийства, смерть, рождение, также как и рост, созревание человеческого существе – все это Ткань Бытия. И мы от этого никуда ней уйдем. Мы привыкли к взлетам и падениям, к ударам Судьбы, к этому нескончаемому триллеру, детективу или Великому приключению. И, наверное, поэтому мы так любим погружаться в искусственно созданные беды, мы любим детективы, фильмы-ужасов и драмы, потому что они отражают нашу жизнь и иногда – чему-то учат. В этой статье пойдет речь о недавно созданном триллере-сериале «Метод», который недавно преподнесли с интригующими ритуалами демонстрации его создатели – Константин Эрнст, Александр Цекало, кинокомпания «Среда» и – «Первый канал». Этот психологический триллер с примесью мистики и философичности претендует на оригинальность, новаторство и, в некоторой степени, на революционность. Интересный видеоряд в стиле урбанистического реализма с оттенками неонуара и готики, ритмически психотропной музыкой, великолепным актерским исполнением и насыщенным острыми сюжетными линиями завораживает, притягивает и погружает в гипноз зрителя, который и не подозревает, что его подсознание уже захвачено темой фильма. Главное роли исполнили Константин Хабенский и Паулина Андреева. Мы получили, в общем, все, что мы так любим: острота, переживания, насилие, грубый секс, маньяки, психологические ловушки и... возмездие. Все, к чему мы так пристрастились, в чем мы погрязли по уши в этой реальности и что нас засосало как болото. Главный герой фильма – Родион Меглин – специалист-вертуоз по ловле маньяков, который «за пять минут может вычислить преступника» не только по тому, что имеет особые способности и громадный опыт, но и потому, что сам – маньяк, который не может жить без того, чтобы не ловить и не предавать возмездию преступников. Путь Меглина – это путь боли человека, который в детстве перенес убийство родителей на своих глазах. Он перенес совершенное против него преступление по обеим статьям – против Любви и против Жизни. Как результат – сломанная судьба, истерзанная душа, больная психика. Он – маргинал также как и те, кого он не может не искать и не ловить. Но он маргинал, удерживающийся на лезвии бритвы до поры до времени. И как только он переходит этот Рубикон, его душа, психика дает сбой. Главное внутреннее противоречие Родиона Меглина – «я не могу не ловить» и «я не должен убивать» - неразрешимая дилемма, которой он постоянно уступает, потому что очень хорошо знает, что если не остановить маньяка, не уничтожить его физически, череда насилия может продолжаться до бесконечности. Правило Меглина – «лучший маньяк – мертвый маньяк», и в своем стремлении выполнить свой долг он тоже доходит до маниакальности. Метод Меглина зиждется на установке: почувствовать маньяка может только человек с маниакальными «способностями», тот у которого стерты все представления о норме, правилах и ограничениях. И на эти «способности» он проверяет своего стажера – Есеню. Проникая в психику больного человека, Специалист сам должен стать больным. Синдром Крота, о котором упоминается в 8 серии – побочный эффект профессионализма. Вытеснение собственных ценностей ценностями врага – в данном случае принципами маньяков – почти неизбежный исход. Для Меглина – он предрешен, так же как и для его ученицы – Есени. metod3 Вчерашняя выпускница, стажирующаяся у Меглина, упорно придерживается принципов закона и морали, считая убийство – преступлением, но к 8 серии теряет свою нравственную базу, переходя на сторону «Палача». Психологический накал, неизбежная опасность и должные наставления Учителя делают свое дело. После 8 серии Есеня готова не останавливаться и не останавливать Меглина. «Пусть совершится убийство, зато - уберем маньяка», поскольку – это однозначно неизбежно для торжества справедливости и безопасности окружающих. Что на поверку – не совсем так. Или – совсем не так. События сериала захватывают нас с головой и погружают в проблемы героев, их противоречия и дилеммы, и очень скоро мы переходим на сторону тех, кто требует мести, возмездия любым путем, мы учимся «мудрости Меглина» и начинаем «выдавливать» из себя Жертву. Теперь о «темной» стороне Луны, то есть о тех, за кем охотятся Меглин и Есения. История рождения каждого маньяка индивидуальна, страшна и тенденциозна. В истоке – убийство, потеря близких, или насилие, которому человек подвергается в детстве. Или – убийство собственной Любви. Давление со стороны родителей, учителей, одноклассников, насилие психическое, физическое или сексуальное, потеря брата, матери, отца, любимого человека. Это никогда не проходит даром, просто так. Отчаяние, суицид, депрессия или сдвиг в психике – как результат перенесенных страданий. Иногда – клиника для душевнобольных, иногда – переход на сторону Зла. Из последних рождаются преступники, из сочетания последнего и психологического слома – маньяк. Многие из нас несут бремя забот, многие испытали нечеловеческие муки и очень многие подвержены депрессии в нашем таком непростом, ненормальном мире. Мы устаем, мы подвержены неврозам, психологическим расстройствам и депрессиям. Где та грань, которую мы не должны переходить ни в коем случае, как бы плохо нам не было?! Находясь в яме страданий, мы можем не распознать эту грань, что отделает уставшего от жизни психически неуравновешенного человека от уже нечеловека, потенциального маньяка и преступника - в завтрашнем дне. «Если проиграл бой демонам, прежде чем умереть – помоги нам», - говорит сентенция, вынесенная в эпиграф 2-ой серии – достойное высказывание, подобное дзенскому коану**. ** Коан – философское утверждение, повествование или диалоги, открывающее путь к трансцентентальному пониманию части мира. Одна из практик дзен-буддизма. Но это – только на первый взгляд. Если ты проиграл бой демонам и сам стал таким, едва ли ты поможешь и самому себе и другим, если только не преумножишь зло и не продолжишь череду насилия и смертей. Если ты проиграл бой демонам и остался собой, то, как бы мало тебя не осталось, если есть воля – ты возродишься и снова вступишь в бой. Потому что война за душу, сердце, Любовь и жизнь человека не окончится никогда. Следующий бой может стать последним, но возможно – ты победишь. Поэтому, как бы плохо нам не было, не стоит переходить грань, отделяющую человека от нечеловека. И какими бы не казались верными нам доводы о физическом уничтожении маньяка, мы не должны переступать и эту черту, поскольку не вправе «рвать ту нить», на которую не мы «подвешивали». Человеческая душа, какой искаженной, извращенной, разбитой она не оказалась, это человеческая душа, и любой насильственное отделение ее от тела – разрыв «той Серебряной нити» - не наша «юрисдикция». И при этом автор этой статьи – не является сторонником моратория на смертную казнь. Просто правосудие и следствие в нашем обществе не только далеки от должного уровня достижения справедливости и установления возмездия, но и очень часто – преступны сами. От продажных судей, следователей-рвачей и карьеристов на любом уровне исполнения правосудия можно ожидать чего угодно. Но это не значит, что им нужно уподобляться. Наш герой, хоть и очень болен, но он понимает этот факт. Если кому-то захочется, то на маниакальные особенности могут закрыть глаза, особенно, если маньяк – богатый и могущественный человек, благотворитель и меценат, ищущий юные дарования по детским домам, а потом насилующий детей. Да, маньяка могут отпустить и из-под стражи, если так угодно борющемуся против Меглина старшему советнику юстиции полковнику Стеклову, отцу Есени. Меглину, переходящему еще раз и еще раз границу дозволенного и убивающему маньяку, приходится все дальше заходить в тень своей болезни, чтобы спасти и мир и свое предназначенье. Он, как и мы загнаны в нравственную ловушку, которая грозит нам утерять последние крохи Истины. Ценность одной жизни уже не ценность, если ее носитель маньяк и на чаше весов множество жизней простых ни в чем не повинных людей. И это – результат нравственного падения того, кто должен был бы защищать Закон и обеспечивать нашу безопасность. В обществе, в котором никто ни за что не отвечает и нет чести, совести и понятия долга, никто не защищен! И мы попадаем в «Игру», где Охотник – маньяк или преступник, Жертва – те, на кого охотится охотник, а «Палач» - единственный защитник Справедливости, спаситель и гарант возмездия. Чтобы не быть жертвой – не высовывайся, будь в стае – учит Меглин Есеню. Никому не верь! Ни к кому не поворачивайся спиной! Всегда будь наготове. И будь эгоистом. Потому что тот, кто, забывая о себе, помогает другим – потенциальная жертва! Такова картина, нарисованная маслом, в понимании Меглина. Потому что он другого мира не знает, он волей Судьбы, видевший гибель близких в детстве, не смог ни понять, ни простить, приняв подтасованное предназначение Ловца и Палача как неизбежность. А ведь мир не делится только на жертв и палачей, или маньяков и неманьяков. Быть жертвой – наш выбор, становление палачом – вновь наш выбор. Мир не раскололся напополам. В Мире есть милосердие, всепрощение, ненасилие, непротивление и Любовь. В Мире есть дружба и альтруизм, бескорыстие и бескомпромиссность, бесстрашие и высшая форма ответственности – когда думаешь о благе общества или защищаешь свою Родину. А нашими достоинствами и добрыми побуждениями пользуются паразиты, сосущие кровь и силы из нас. В наше сумасшедшее время мы утеряли должные ориентиры и истинный смысл такого понятия как Любовь. А сама Жизнь стала тождественна понятию «выживание». Ты можешь любить и привязываться, ты можешь возмущаться измене и ненавидеть, но убить и в себе Любовь и жизнь в другом человеке – двойное преступление. А ведь для того чтобы убить недождавшуюся его из армии девушку Жоре-таксисту прежде всего пришлось убить Любовь в себе, а уже затем – бывшую любимую и очень многих других неповинных девушек. Тот, в ком убита Любовь – не может видеть жизнь во всех ее красках и особенностях, во всем ее многообразии, тот, кто убил в себе Любовь – раскалывает свою душу и переходит в иную ипостась – нечеловек, выродок, нелюдь, как говаривали наши мудрые предки. Для убившего Любовь – жизнь не имеет ценности, тем более – жизнь других людей. Так профессору, читающему лекции о ценности семьи, невдомек, что в основе семьи должна лежать Любовь, нежность и доверие. А если ты воспитан женщиной, не имеющей право носить это звание и считающей сексуальность грехом или пороком, то ты можешь видеть сексуальность только со смертным оскалом и вешать понравившихся тебе женщин. Потерянные дети. Это еще одна тема сериала, не менее важная, чем философский и насущный выбор стать убийцей или маньяком или отказаться от мести и возмездия. Преступления против детей – это всегда преступления против Любви! И не только потому что дети – плоды любви и без малой толики ее их не бывает, и не только потому что мы должны, обязаны их любить и лелеять как Божьи цветы. А потому, что в истоке, корне зарождения преступления против детей всегда лежит насилие над ребенком – будущим преступником, который должен был быть любимым и оберегаемым. Двойное отрицание Любви – приводит к плачевным результатам. Мы заняты зарабатыванием денег, своим бытом, пьянкой, отношениями с другими людьми, карьерой, развлечениями и забываем о том, что рядом растет будущий человек, который в один прекрасный момент может стать преступником. Заставляя ребенка реализовать не его чаяния, а свои проигранные амбиции, насильно навязывая свое понимание успехов, ценностей жизни и нравственных позиций, мы коверкаем детскую душу и выводим на свет божий теневого зверя, прячущегося в подсознании. Как же, ведь мы – взрослые, уверены, что у детей нет воли, с их мнением можно не считаться и раз мы «выросли большими», то мы и только мы можем из них «сделать» людей. Так и получаются «Субботники» (субботний убийца из 7 серии) или маньяк-Паук из города Троицка (5 серия). Череда трагических событий в жизни бесконечна, и если мы не начнем задумываться над тем, что же мы делаем или чем мы пренебрегаем в повседневной жизни, если мы не перестанем принимать желаемое за действительное, лелея свою месть и убивая в себе любовь, то этот мир провалится в бездну, из которой нам уже не выбраться. Сериал «Метод», несомненно, поднимает наболевшие вопросы, выявляет язвы, с которыми необходимо было бороться уже вчера, обнажает патологию системы защиты закона и раковые наросты на теле социума. Но вместе с этим он не делает должных акцентов, провоцируя нас на потворствование гневу, зарождающему месть и желание покарать. Конечно, каждый из нас не захочет быть на месте Жертвы, но чтобы спастись от этого не стоит становиться прожженным эгоистом, который не высовывается из стаи. И уж точно не стоит становиться Палачом, чтобы избежать гибели. Тем, кто любит Игры, людям, которые играют в Игры, очень заманчиво примерить на себя новое амплуа. И для этого сериал «Метод» - дополнительная возможность окунуться в омут суда Линча и базисный фактор для зарождения маньяка внутри души. Потому что создатели сериала не подумали в какое духовное болото они бросают свое детище. Мы не умеем отличать Истину от кривды, замаскированную под Правду. Мы раскрываем свои души псевдомудрости и порочной философии, которая декларируется в сентенциях, внушается главными героями и прослеживается во всей канве фильма. Сериал вышел в конце октября, демонстрировался в ноябре и начале декабря, то есть в самое темное время, когда обостряются нервные и психические заболевания, когда от недостатка солнечной энергии и витаминов мы впадаем в депрессивные состояния. Насколько обосновано мое подозрение, что время выхода сериала было выбрано неслучайно, я не знаю, возможно, это было сделано создателями сериала неосознанно. Но что демонстрация сериала повлияет на психику людей и их поведение, это они не могли не предугадать. И в данном временно периоде это влияние станет наиболее действенным и результативным. В погоне за рейтингом, прибылью, популярностью и властью дозволено многое. Но искушать иной раз человеческую сущность вседозволенностью мести – не безопасно! Анализируя происходящее в нашем российском обществе можно прийти только к плачевному выводу, но чтобы сохранить то, что мы имеем – нашу жизнь и право на Любовь, - нужно научиться видеть скрытые искушения. Миф о Жертве и Палаче – прекрасно укладывается в Кармическое описание следствий того, что мы когда-то сделали. Но думать в этом ракурсе у нас немодно, так же как немодно вообще задумываться о смысле происходящего с иного плана – с точки зрения сохранения Закона Высшей Справедливости. В писании сказано: если тебя удали по правой щеке, подставь левую. Такое самоуничижение, думаю, – лишнее, но задуматься, почему тебя ударили – стоит! Стоит анализировать, что происходит и в каком порядке, а также кто и когда что говорит. В этой жизни не бывает случайностей, все взаимосвязано, определено ранее совершенными поступками, чувствами, мыслями и намерениями. Поэтому нужно контролировать свои намерения, эмоции и мысли! Осознавая свои страсти и корректируя свои мысли и нравственные позиции, мы уберегаем себя и своих близких от больших неприятностей. Позиционируя свое оптимистичное отношение к жизни, мы боремся не только со своей депрессией, но и уходим из зоны «Жертвы», не становясь Палачом! И, наконец, совершая бескорыстный поступок, подставляя свое плечо в беде ближнему, мы создаем в своем ближайшем будущем позитивную перспективу для себя. Карма остается кармой: если ты создаешь прецедент позитивного события бескорыстно, то также даром ты получишь помощь именно тогда, когда ты в ней больше всего будешь нуждаться. Окунаясь в бездну сериала «Метод» отдавайте себе отчет в тех чувствах и эмоциях, которые вы начинаете испытывать, анализируйте свои мысли и зарождающиеся намерений и бесстрастно, не жалея себя, спросите почему такой отклик фильм дает в вашей душе? При особых, определенных и индивидуально обособленных обстоятельствах каждый из нас может стать маньяком, если вовремя не установит контакт с самим Собой. Если тебя завораживает тема маньяков и ты ищешь повод продиагностировать это «заболевание» у себя, то нужно задуматься почему ты пытаешься убить свою душу такими подозрениями! Ответ, обычно, кроется в далеком прошлом в давней инкарнации. Духовный поиск и Самопознание, также как интерес к кармическим предопределенностям, на сегодняшний день – обязательное условие от подавляющей маниакальности общества в будущем. Поэтому – давайте не будем вестись на искушения Quantum of Solace – месть не приносит облегчения, а Справедливость не объясняется только одной жизнью! Мы живем в интересном мире. Он очень разный. Есть в нем много плохого, страшного, но есть и хорошее. И только от нас самих зависит, что мы встречаем в этом мире. Каждый день, осознавая это или неосознанно, мы делаем выбор: что в нашу жизнь придет. И этим выбором мы умножаем добро или зло. Часто то, что нам кажется злом оборачивается добром, а бывает так, что под личиной явного, казалось бы, добра скрывается зло. И очень важно научиться различать их, что бы опять таки сделать правильный выбор. Сделайте свой выбор! © Л.Житнухина, 2016 год   Другой вгляд на кино - киноэзотерика. Сериал "Метод". |